БУМАЖНАЯ КОРРУПЦИЯ: КАК ГРАБЯТ УКРАИНУ "ЕДАПС", "ИНФОРМЦЕНТР" МИНЮСТА И ГОСКОМЗЕМ
Дивная закономерность реформ в Украине: новые виды законного отъема денег у граждан внедряются стремительно, а проекты, которые предполагают отмену наиболее одиозных поборов и дерегуляцию, чудовищно буксуют. Власть переставляет руководящие кадры, но методы чиновничьей капитализации своих должностей остаются неизменными.
Заседание Кабмина от 28 марта показало, что правительство пока не в силах выполнить свои собственные постановления и указ президента об отмене самых коррумпированных схем грабежа украинцев — ликвидации бланков строгой отчетности с голограммами «ЕДАПС» и платных административных услуг через предприятия.
Третьего марта сего года президент В.Янукович подписал указ об отмене голографической защиты на документах. ZN.UA много писало о том, как долгие годы коррумпированные украинские чиновники плодили сотни видов различных бланков строгой отчетности с голограммой, на которые государство и граждане вынуждены были тратить миллиарды гривен в год. А большая часть доходов от этого узаконенного грабежа оседала на счетах одной частной компании — консорциума «ЕДАПС». Только в этом году и только МВД заключило контракт на закупку у «ЕДАПС» документов на сумму в 1 млрд. грн. А если бы заказ не требовал печати голограмм и выполнялся на государственном предприятии, он мог бы обойтись примерно в семь раз дешевле. Абсурд в том, что в наш компьютерный век голограмма на документе никакой серьезной защиты не обеспечивает — ее слишком легко подделать, и наши чиновники лепят голограммы на бланки для искусственного завышения стоимости документов. Ловкость рук «ЕДАПС» заключается в том, что он задорого продает государству то, без чего можно прекрасно обойтись. Поэтому казалось, что указ Януковича наконец-таки сломает эту схему и остановит поборы. Однако сегодня по-прежнему документы с голограммами используются всеми ведомствами. Для их отмены необходимы решения органов исполнительной власти, которые выдают и продают данные виды документов. В рамках дерегуляции Госкомпредпринимательства предлагал сократить число бланков строгой отчетности до минимума — паспорта и т.д., убрать голограммы, снизить цену документов для граждан до уровня себестоимости. Очевидно, что государству надо не просто сократить голограммы, а в принципе снять с людей необходимость платить какие-либо средства за ненужные бумаги.
Однако на заседании Кабмина замминистра финансов Ю.Шевченко представил проект постановления КМ об утверждении перечня бланков ценных бумаг и документов строгой отчетности, который попал в руки ZN.UA и вызвал наше немалое удивление. Прежде всего странно, что постановление касается не всех органов центральной власти, а лишь шести министерств — аграрной политики, иностранных дел, образования, здравоохранения, обороны и социальной политики. Однако документы строгой отчетности выпускаются, разумеется, и остальными структурами правительства. Складывается впечатление, что Минфин намеренно «забыл» согласовать вопрос с бланками с министерствами инфраструктуры и экономики, чтобы не пришлось демонстрировать проект постановления ярым противникам «ЕДАПСа» — Б.Колесникову и М.Бродскому.
Проектом предусматривается сокращение перечня бланков строгой отчетности — с 453 до …350! Очевидно, что это не является существенным, но отнюдь не достаточным сокращением количества бланков. Нет никакого обоснования — зачем же государству столь широкая номенклатура документов, многие из которых можно легко и безболезненно унифицировать. А к самому списку бланков следует высказать большие претензии. Сделаем краткий экскурс по этому царству документотворчества. Ну, например, в список включены такие виды документов: бумажный абонементный талон на парковку в г. Киеве; пластиковый абонементный талон на парковку в г.Киеве. Парковочные талоны других городов и областей Украины в перечне отсутствуют. Вопросы: с какой стати Минфин регламентирует порядок оформления парковки именно в Киеве? Во-первых, это компетенция местных властей. Во-вторых, если Минфин решил взять в руки контроль за парковочными деньгами, то логично регламентировать это во всех городах Украины.
Перечислим наиболее странные виды документов строгой отчетности, необходимость существования которых вызывает сомнение.
Акты приема-передачи машин и приема-передачи транспортного средства можно если не отменить, то уж точно унифицировать.
Аккредитационный сертификат учреждения здравоохранения и аттестат аккредитации специальной лаборатории диагностики СПИД. Зачем эти бумаги оформлять в виде специальных бланков, если работа таких структур и без того регламентирована массой лицензий и разрешений? Проверка качества работы медицинских учреждений не нуждается в дополнительных бумагах.
В Украине существует пять видов аттестатов — доцента, профессора, старшего научного работника, о полном среднем образовании для серебряных и для золотых медалистов. Почему-то научным сотрудникам и младшим научным сотрудникам аттестаты без надобности, а старшим научным сотрудникам они необходимы именно в виде документа строгой отчетности. Зачем? Все равно информация о научных степенях находится в архивах учреждений, и все эти аттестаты можно делать без всякого участия государства.
В списке также значится билет государственной лотереи. Однако государственных лотерей в Украине пока нет.
Зачем нужны билетно-учетные листы форм для маршрутного транспорта? Как форма контроля эти листы неэффективны, проще оставить этот вопрос на усмотрение руководства автотранспортного предприятия.
Бланк документа строгой отчетности для выдачи документов строгой отчетности на право осуществления авиационной деятельности. Документ для выдачи документов! Очередной бюрократический изыск — и без того есть реестры соответствующего ведомства.
Предусмотрено четыре вида дипломов бакалавра. 12 видов дипломов специалистов и младших специалистов.
Отдельно существует два вида дипломов докторов наук и докторов философии. Четыре вида дипломов квалифицированного работника. Ко всем видам дипломов существуют несколько видов бланков справок для дипломов.
Государство издает два вида квитанций на право пользования комплектом постельных вещей. Пять видов талонов на право получения проездных билетов со скидкой.
Украина издает пять видов паспортов: гражданский, заграничный, крупного рогатого скота, осла-мула-лошака и паспорт коня. Логично было бы некоторые из видов этих паспортов, по крайней мере, унифицировать…
Минфин сохраняет девять различных видов бланков для лицензионной деятельности. Два вида акцизных марок.
Отдельно существуют документы, подтверждающие личность получателя льгот, и отдельно — документы, подтверждающие право получателя льгот на получение льгот, например, на проезд. Имеются отдельные удостоверения для родителей погибшего шахтера, детей погибшего шахтера и членов семьи погибшего шахтера. Кроме воинских документов, удостоверяющих звание, бытует удостоверение генерала (адмирала) и удостоверение офицера.
Наличествует отдельно удостоверение «Ветеран военной службы», «Ветеран труда» и почему-то «Ветеран государственной службы спецсвязи защиты информации». Выпускаются три различных вида удостоверений для трактористов-машинистов и отдельно талон предупреждений к удостоверению тракториста-машиниста. Восемь видов удостоверений ликвидаторов Чернобыльской аварии. Девять видов проездных документов. Три формы учета проездных документов.
По данным ZN.UA, премьер-министр Н.Азаров на заседании Кабмина 28 марта потребовал от Минфина представить новый проект постановления и сократить количество бланков строгой отчетности всего до 10—15. Пока же эта система работает. И ее модернизация требует не только борьбы с коррупционной голографической аферой, но и пересмотра логистики и процессинга управленческих решений в рамках всего госаппарата.
Вся эта колоссальная бюрократическая махина требует затрат не только для выпуска этих различных документов, но и огромных трудозатрат госаппарата по архивированию, выдаче и учету этих бесчисленных бумаг. Это бумажное море имело какую-то логику в советское время в командно-административном государстве, подготовленном к всеобщей мобилизации на случай войны, и разрыва всех линий связи, и потери центров управления. Однако сохранение подобной разрешительной системы в Украине не имеет никакого смысла. 95% документов строгой отчетности могут быть легко и безболезненно отменены государством, а процессы, которые они регламентировали, может и должен решать электронный документооборот и электронные средства связи. Пока правительство не создаст единую государственную систему документооборота, электронные архивы и единую систему электронных ключей для работы, расходы государства на дорогостоящие бланки искоренить не удастся. Устранение миллионов документов стоимостью до 100 гривен каждый позволит сэкономить государству и обществу до 8 млрд. грн. в год, что позволит мгновенно осуществить любые реформы по внедрению электронного документооборота, выдаче ключей всем гражданам и организациям, и для проведения всех необходимых коммуникаций. Каждый день, когда мы платим за многочисленные бумажные документы, мы показываем: государство не имеет стратегии модернизации, в XXI веке мыслит и управляется по советским лекалам.
На заседании Кабмина была рассмотрена информация, которая показывает неэффективность действий власти в попытках навести порядок в целевом использовании государственных средств. Министерство экономики отчиталось о выполнении всеми структурами правительства постановления от 5 января 2011-го, которое предписывало до 20 февраля представить Кабмину проекты перечней платных административных услуг, представляемых бюджетными учреждениями, и указанием размеров платы за указанные услуги. Согласно постановлению все услуги должны выполнять непосредственно сами органы власти, а все средства должны идти через счета в Госказначействе, а не в коммерческих банках. Этот перечень имеет ключевое значение для ликвидации самостоятельной финансовой деятельности предприятиями, которые при каждом нашем ведомстве служат законным кошельком руководства, собирающим и распределяющим основные потоки денег, получаемых с граждан и организаций. Деньги государства крутятся на счетах этих предприятий, и до бюджета доходит лишь малая часть средств. Госпредприятия считаются личным доходным бизнесом чиновников высокого ранга, позволяют начислять законные премии и компенсации, финансировать любые не предусмотренные бюджетом личные расходы и благоустройства. Согласно планам вице-премьера А.Клюева, большинство из 10 тысяч госпредприятий должны быть ликвидированы, а деньги за предоставление любых услуг все бюджетные учреждения обязаны перечислять не на свои счета, а исключительно в госбюджет. Для этого правительство потребовало собрать исходные данные: сколько платных административных услуг оказывают органы власти, какова их стоимость, оборот средств. Большая часть руководителей министерств и ведомств эту инициативу восприняли в штыки. Деньги в Госказначейство не перечисляются.
Согласно информации, по состоянию на 28 марта из всего состава Кабмина в полном объеме требования постановления от 5 января за три месяца выполнили всего четыре структуры — Минэкономики, Минфин, Госэкспортконтроль, Госпотребстандарт. Остальные центральные органы власти проекты актов с утвержденным перечнем платных административных услуг не выслали.
Чиновники откровенно саботируют решения Кабмина. Как отмечает Минэкономики, «для проведения работ по передаче полномочий по предоставлению платных административных услуг от хозяйствующих субъектов бюджетным учреждениям было более полутора лет. Почти все министерства, другие органы исполнительной власти сообщили, что предприятия, небюджетные учреждения и организации, которые относятся к их сфере управления, не предоставляют платных административных услуг».
Задание Кабмина о лишении небюджетных предприятий права предоставлять государственные платные услуги выполнило… всего одно ведомство — Государственное агентство лесных ресурсов, которое передало права по выдаче удостоверений охотника и контрольных марок учета добычи от госпредприятия в Севастополе Комитету по лесному и охотничьему хозяйству в Севастополе…
В настоящее время, по данным Минэкономики, в нарушение постановления Кабмина от 5 января платные админуслуги продолжает предоставлять предприятие Госкомзема — «Центр государственного земельного кадастра». Через него идут десятки миллионов за регистрацию земельных участков, недвижимости, договоров аренды и т.д. Все деньги этого предприятия идут мимо бюджета — на счету в Госказначействе находится круглая сумма в 0 гривен 0 копеек.
Злостным нарушителем является также министерство юстиции В.Лавриновича — предприятие «Информационный центр» получает поступления в десятки миллионов, внося записи и выдавая заключения из государственных реестров. На счету госказначейства у «Информцентра» значится 0 гривен 0 копеек.
Вопреки постановлению Кабмина действуют два предприятия Министерства инфраструктуры — «Инспекция главного государственного регистратора флота» и «Служба международных автомобильных перевозок», а также предприятие минздрава — Комитет по вопросам народной и нетрадиционной медицины.
Вот какое раздолье для антикоррупционных инициатив Виктора Федоровича! Но, увы, кроме главы Госкомзема, похоже, других виновных в вопиющей бесхозяйственности и отсутствии элементарной исполнительской и бюджетной дисциплины президент, премьер и правоохранительные органы не видят.
http://censor.net.ua/ru/resonance/view/163290/bumajnaya_korruptsiya_kak_grabyat_ukrainu_edaps_informtsentr_minyusta_i_goskomzem