Реформы и непорядок
Додано: 05 вересня 2011, 12:31
Екатерина Чижмарь рассказала, как исключить приход в ряды нотариусов случайных людей
Судоустройство начало свое активное реформирование год назад, и уже есть первые, для кого-то неожиданные, для кого-то ожидаемые, положительные результаты. Как раз на стадии бурных дискуссий и на пороге грядущих изменений находится украинская адвокатура. А что же с нотариатом? По мнению директора Департамента нотариата, банкротства и функционирования центрального удостоверяющего органа Министерства юстиции Украины Екатерины Чижмарь, реформирование нотариата началось еще в 1994 году, и сейчас наблюдается поэтапное внедрение международных стандартов.
Процесс реформирования, по оптимистическим прогнозам, должен завершиться к 2015 году, а пока украинский нотариат ожидает изменения в Закон Украины «О нотариате». В частности, определение статуса помощника нотариуса, установление единых ставок оплаты нотариальных услуг. Кроме того, готовится новый порядок осуществления нотариальных действий, который фактически будет действовать как особая часть Закона Украины «О нотариате», но сначала будет апробирован как подзаконный нормативно-правовой акт. О последних изменениях, злободневных проблемах и оптимистических перспективах в интервью «Юридической практике» рассказала Екатерина Чижмарь.
— Екатерина Ивановна, что можно считать началом реформирования нотариата?
— По моему мнению, реформирование украинского нотариата началось еще в 1994 году — с введением в действие Закона Украины «О нотариате», и согласно которому определен статус и порядок регистрации частного нотариуса. Нельзя не вспомнить 2008 год, когда в законодательстве о нотариате произошли ощутимые изменения. Во-первых, частные и государственные нотариусы были приравнены в правах, к примеру, частным нотариусам законодательно позволено предоставлять возможность оформления наследственных дел, применять меры по охране наследственного имущества. Кроме того, частным нотариусам предоставлено право налаживать и снимать запрет на отчуждение недвижимого имущества. Во-вторых, были усилены гарантии соблюдения нотариальной тайны, повышены квалификационные требования к лицам, желающим стать нотариусами, прописаны обязательства нотариуса по постоянному повышению квалификационного уровня и так далее.
Безусловно, даже изменения 2008 года не разрешили ряда проблем. И одной из них является чрезмерная концентрация нотариальных услуг в областных центрах и столице и недостаточное обеспечение нотариальными услугами в районах и сельских местностях, отсутствие единой тарифной политики.
Согласно законодательству, в некоторой мере установлен судебный контроль за законностью осуществления нотариусами нотариальных действий. Суть сегодняшнего, так называемого, судебного контроля сводится к тому, что лицо, права которого нарушены вследствие осуществления нотариальных действий, имеет право обратиться в суд. Однако такой механизм не является судебным контролем в контексте международного опыта, в частности тех стран, которые входят в Международный союз Латинского нотариата (UINL), в который мы стремимся. Адекватный и цивилизованный контроль, безусловно, должен быть, поскольку государство уполномочило нотариусов на удостоверение сделок и придание юридической силы различным документам. Контроль должен быть, но без административного влияния.
— Как же добиться такого адекватного судебного контроля?
— Возьмем, например, порядок аннулирования свидетельства, по моему мнению, это последний этап процесса лишения лица права на занятие нотариальной деятельностью. В Гражданском кодексе Украины четко прописано, что лицо может быть лишено права на занятие определенным видом деятельности только судом. На сегодня главные управления юстиции лишены какой-либо возможности проверять соблюдение порядка и требований законодательства при осуществлении нотариальных действий, поэтому никто не может проверить нотариусов на соблюдение законов. Гражданин будет обращаться в суд, только зная о нарушении его прав и свобод. А как же быть, если он не знает, что действия нотариуса были, к примеру, незаконными? В таком случае необходимо предоставить возможность главным управлениям юстиции инициировать проверки нотариусов на предмет соблюдения ими порядка нотариальных действий, правил ведения делопроизводства, архивного сбережения и предоставить возможность на право обращения в суд, если будут выявлены нарушения. И только после того, как судом будут подтверждены нарушения, будет признана незаконность действий нотариуса согласно решению суда, Высшая квалификационная комиссия нотариата при Министерстве юстиции Украины будет вправе аннулировать свидетельство о праве на занятие нотариальной деятельностью. Вот это будет правильным механизмом судебного контроля.
Понимая процессы, которые должны быть внедрены, и разрешая существующие проблемы, в прошлом году Министерством юстиции Украины была утверждена Концепция реформирования нотариата, конечной целью которой должно стать установление единого нотариата, функционирование самоуправляющейся независимой Нотариальной палаты Украины. Процесс реформирования системный, а Концепция является основным стратегическим планом, и каждый день мы тратим на то, чтобы двигаться вперед, согласно избранному плану, надеясь, что к 2015 году мы осуществим все необходимое для завершения реформирования нотариата Украины.
— Расскажите, пожалуйста, о новом порядке сдачи экзаменов нотариусами. Почему функция принятия экзамена возложена на Высшую квалификационную комиссию нотариата?
— Ранее функция принятия экзаменов была возложена на квалификационные комиссии при территориальных управлениях юстиции, которые проводили экзамены практически по теперешней процедуре. Такая система имела ряд проблем. Например, в состав каждой комиссии должен входить представитель Минюста, а ранее было очень много желающих стать нотариусами. В каждой области практически два раза в год проводились экзамены. В первом полугодии этого года по всей Украине стажируется 111 человек. К примеру, если взять 2009 год, то только в г. Киеве было 150 стажеров, а по Украине в прошлом году такое количество достигло 450 лиц. Поскольку допуск к профессии осуществляется от имени государства, а свидетельство выдается Министерством юстиции Украины, мы изменили порядок сдачи экзаменов. Мы не можем сразу сказать, готов ли человек стать нотариусом по результатам тестов, поэтому мы отказались от процедуры тестов, которые, к слову, сводились к тому, что кандидату необходимо дать правильный ответ, избрав определенный (один из пяти) вариант, или знать наизусть все законодательство, что практически невозможно. Теперь желающим, чтобы успешно сдать квалификационный экзамен, необходимо следующее. На экзамене будет три задания: теоретическое, в состав которого входит три вопроса по разным отраслям права, к примеру: нотариальному процессу, земельному, гражданскому, семейному праву и другим; практическое задание в виде задачи и вопрос, касающийся составления проекта нотариального документа. На все вопросы кандидат должен ответить как минимум на 70 %, то есть по всем вопросам набрать по семь баллов. Мы изменили программу, которая находится в открытом доступе, — тем там более чем достаточно, поскольку будущий нотариус должен изучить намного больше минимума университетской программы. Все результаты экзамена три года будут храниться в архивах и являться прямым доказательством знаний кандидата.
Если у членов комиссии будут какие-то сомнения, есть возможность провести собеседование с кандидатом и определить его коммуникабельность, владение государственным языком, логичность и последовательность выражения мысли, а также оперирование юридической терминологией. Будущий нотариус должен знать, как разрешить поставленную практическую задачу в рамках правового поля и предоставить гражданину либо лицу, обратившемуся за помощью нотариуса, варианты выхода из ситуации.
— Кстати, почему отсутствие судимости не предусмотрено в качестве необходимого условия допуска кандидата в нотариусы к сдаче квалификационного экзамена?
— Дело в том, что после сдачи квалификационного экзамена кандидату необходимо предоставить все документы в Министерство юстиции Украины для выдачи свидетельства о праве на занятие нотариальной деятельностью. Поскольку срок действия справки о судимости составляет один месяц, и учитывая тенденции законодательства относительно количества необходимых справок, мы решили не требовать справку — все равно кандидату придется предоставлять справку об отсутствии судимости для получения свидетельства. Кроме того, Законом предусмотрено, что нотариусом не может быть лицо, имеющее судимость, а поскольку свидетельство о праве на занятие нотариальной деятельностью — ключевой элемент в системе требований к лицам, желающим стать нотариусами, это нововведение является абсолютно логичным и практичным.
— Почему так много желающих стать нотариусами было ранее? Возможно, требования к нотариусам были заниженными?
— Требования не были занижены, просто, к сожалению, существовало такое мнение, что нотариат — это своего рода Клондайк. Я не хочу обидеть тех людей, которые работают в нотариате по призванию и убеждениям, которые много вложили в свою профессию, но ранее свободный допуск к профессии рассматривался как анархия: прошел стажировку в течение полугода, сдал экзамен и — уже нотариус и начинают думать, как бы поскорее стать «уважаемым человеком». Условно говоря, мы отказались от квотирования, считая, что требования к рабочему месту, допуск к стажировке и другие квалификационные требования заработают синхронно и сделают невозможным приход «случайных» людей в нотариат. Но так не случилось, механизмы не были проработаны в полном объеме.
Сейчас разрабатывается проект изменений в действующий закон, согласно которому, чтобы стать нотариусом, необходимо иметь шесть лет юридического стажа, из которых не менее трех лет проработать помощником нотариуса. Мы отходим от необходимости квотирования — жизнь все расставит на свои места. Избирать профессию нотариуса будут только те люди, которые действительно хотят стать нотариусами. Возможно, некоторые захотят остаться в статусе помощника потому, что статус, права и обязанности также будут определены посредством внесения изменений.
Сейчас наблюдается уменьшение количества желающих, поскольку люди поняли, что профессия нотариуса — это не только статус, состояние и материальное благополучие. В первую очередь, это ответственность, которая преследует нотариуса не только во время профессиональной деятельности, ведь документ, удостоверенный нотариусом, живет столетиями.
Пользуясь случаем, поздравляю всех представителей этой уважаемой государством профессии с профессиональным праздником — Днем нотариата!
Быть нотариусом — это не только почетно, но и ответственно. Убеждена, что служение Его Величеству Закону было и в дальнейшем будет оставаться жизненным кредом всех нотариусов нашего государства, а знания, опыт, высокие человеческие и моральные качества будут способствовать в построении демократического и правового общества Украины. Желаю счастья, здоровья, неиссякаемой энергии, новых достижений и успехов в благородной сфере деятельности, благополучия и стабильности!
Судоустройство начало свое активное реформирование год назад, и уже есть первые, для кого-то неожиданные, для кого-то ожидаемые, положительные результаты. Как раз на стадии бурных дискуссий и на пороге грядущих изменений находится украинская адвокатура. А что же с нотариатом? По мнению директора Департамента нотариата, банкротства и функционирования центрального удостоверяющего органа Министерства юстиции Украины Екатерины Чижмарь, реформирование нотариата началось еще в 1994 году, и сейчас наблюдается поэтапное внедрение международных стандартов.
Процесс реформирования, по оптимистическим прогнозам, должен завершиться к 2015 году, а пока украинский нотариат ожидает изменения в Закон Украины «О нотариате». В частности, определение статуса помощника нотариуса, установление единых ставок оплаты нотариальных услуг. Кроме того, готовится новый порядок осуществления нотариальных действий, который фактически будет действовать как особая часть Закона Украины «О нотариате», но сначала будет апробирован как подзаконный нормативно-правовой акт. О последних изменениях, злободневных проблемах и оптимистических перспективах в интервью «Юридической практике» рассказала Екатерина Чижмарь.
— Екатерина Ивановна, что можно считать началом реформирования нотариата?
— По моему мнению, реформирование украинского нотариата началось еще в 1994 году — с введением в действие Закона Украины «О нотариате», и согласно которому определен статус и порядок регистрации частного нотариуса. Нельзя не вспомнить 2008 год, когда в законодательстве о нотариате произошли ощутимые изменения. Во-первых, частные и государственные нотариусы были приравнены в правах, к примеру, частным нотариусам законодательно позволено предоставлять возможность оформления наследственных дел, применять меры по охране наследственного имущества. Кроме того, частным нотариусам предоставлено право налаживать и снимать запрет на отчуждение недвижимого имущества. Во-вторых, были усилены гарантии соблюдения нотариальной тайны, повышены квалификационные требования к лицам, желающим стать нотариусами, прописаны обязательства нотариуса по постоянному повышению квалификационного уровня и так далее.
Безусловно, даже изменения 2008 года не разрешили ряда проблем. И одной из них является чрезмерная концентрация нотариальных услуг в областных центрах и столице и недостаточное обеспечение нотариальными услугами в районах и сельских местностях, отсутствие единой тарифной политики.
Согласно законодательству, в некоторой мере установлен судебный контроль за законностью осуществления нотариусами нотариальных действий. Суть сегодняшнего, так называемого, судебного контроля сводится к тому, что лицо, права которого нарушены вследствие осуществления нотариальных действий, имеет право обратиться в суд. Однако такой механизм не является судебным контролем в контексте международного опыта, в частности тех стран, которые входят в Международный союз Латинского нотариата (UINL), в который мы стремимся. Адекватный и цивилизованный контроль, безусловно, должен быть, поскольку государство уполномочило нотариусов на удостоверение сделок и придание юридической силы различным документам. Контроль должен быть, но без административного влияния.
— Как же добиться такого адекватного судебного контроля?
— Возьмем, например, порядок аннулирования свидетельства, по моему мнению, это последний этап процесса лишения лица права на занятие нотариальной деятельностью. В Гражданском кодексе Украины четко прописано, что лицо может быть лишено права на занятие определенным видом деятельности только судом. На сегодня главные управления юстиции лишены какой-либо возможности проверять соблюдение порядка и требований законодательства при осуществлении нотариальных действий, поэтому никто не может проверить нотариусов на соблюдение законов. Гражданин будет обращаться в суд, только зная о нарушении его прав и свобод. А как же быть, если он не знает, что действия нотариуса были, к примеру, незаконными? В таком случае необходимо предоставить возможность главным управлениям юстиции инициировать проверки нотариусов на предмет соблюдения ими порядка нотариальных действий, правил ведения делопроизводства, архивного сбережения и предоставить возможность на право обращения в суд, если будут выявлены нарушения. И только после того, как судом будут подтверждены нарушения, будет признана незаконность действий нотариуса согласно решению суда, Высшая квалификационная комиссия нотариата при Министерстве юстиции Украины будет вправе аннулировать свидетельство о праве на занятие нотариальной деятельностью. Вот это будет правильным механизмом судебного контроля.
Понимая процессы, которые должны быть внедрены, и разрешая существующие проблемы, в прошлом году Министерством юстиции Украины была утверждена Концепция реформирования нотариата, конечной целью которой должно стать установление единого нотариата, функционирование самоуправляющейся независимой Нотариальной палаты Украины. Процесс реформирования системный, а Концепция является основным стратегическим планом, и каждый день мы тратим на то, чтобы двигаться вперед, согласно избранному плану, надеясь, что к 2015 году мы осуществим все необходимое для завершения реформирования нотариата Украины.
— Расскажите, пожалуйста, о новом порядке сдачи экзаменов нотариусами. Почему функция принятия экзамена возложена на Высшую квалификационную комиссию нотариата?
— Ранее функция принятия экзаменов была возложена на квалификационные комиссии при территориальных управлениях юстиции, которые проводили экзамены практически по теперешней процедуре. Такая система имела ряд проблем. Например, в состав каждой комиссии должен входить представитель Минюста, а ранее было очень много желающих стать нотариусами. В каждой области практически два раза в год проводились экзамены. В первом полугодии этого года по всей Украине стажируется 111 человек. К примеру, если взять 2009 год, то только в г. Киеве было 150 стажеров, а по Украине в прошлом году такое количество достигло 450 лиц. Поскольку допуск к профессии осуществляется от имени государства, а свидетельство выдается Министерством юстиции Украины, мы изменили порядок сдачи экзаменов. Мы не можем сразу сказать, готов ли человек стать нотариусом по результатам тестов, поэтому мы отказались от процедуры тестов, которые, к слову, сводились к тому, что кандидату необходимо дать правильный ответ, избрав определенный (один из пяти) вариант, или знать наизусть все законодательство, что практически невозможно. Теперь желающим, чтобы успешно сдать квалификационный экзамен, необходимо следующее. На экзамене будет три задания: теоретическое, в состав которого входит три вопроса по разным отраслям права, к примеру: нотариальному процессу, земельному, гражданскому, семейному праву и другим; практическое задание в виде задачи и вопрос, касающийся составления проекта нотариального документа. На все вопросы кандидат должен ответить как минимум на 70 %, то есть по всем вопросам набрать по семь баллов. Мы изменили программу, которая находится в открытом доступе, — тем там более чем достаточно, поскольку будущий нотариус должен изучить намного больше минимума университетской программы. Все результаты экзамена три года будут храниться в архивах и являться прямым доказательством знаний кандидата.
Если у членов комиссии будут какие-то сомнения, есть возможность провести собеседование с кандидатом и определить его коммуникабельность, владение государственным языком, логичность и последовательность выражения мысли, а также оперирование юридической терминологией. Будущий нотариус должен знать, как разрешить поставленную практическую задачу в рамках правового поля и предоставить гражданину либо лицу, обратившемуся за помощью нотариуса, варианты выхода из ситуации.
— Кстати, почему отсутствие судимости не предусмотрено в качестве необходимого условия допуска кандидата в нотариусы к сдаче квалификационного экзамена?
— Дело в том, что после сдачи квалификационного экзамена кандидату необходимо предоставить все документы в Министерство юстиции Украины для выдачи свидетельства о праве на занятие нотариальной деятельностью. Поскольку срок действия справки о судимости составляет один месяц, и учитывая тенденции законодательства относительно количества необходимых справок, мы решили не требовать справку — все равно кандидату придется предоставлять справку об отсутствии судимости для получения свидетельства. Кроме того, Законом предусмотрено, что нотариусом не может быть лицо, имеющее судимость, а поскольку свидетельство о праве на занятие нотариальной деятельностью — ключевой элемент в системе требований к лицам, желающим стать нотариусами, это нововведение является абсолютно логичным и практичным.
— Почему так много желающих стать нотариусами было ранее? Возможно, требования к нотариусам были заниженными?
— Требования не были занижены, просто, к сожалению, существовало такое мнение, что нотариат — это своего рода Клондайк. Я не хочу обидеть тех людей, которые работают в нотариате по призванию и убеждениям, которые много вложили в свою профессию, но ранее свободный допуск к профессии рассматривался как анархия: прошел стажировку в течение полугода, сдал экзамен и — уже нотариус и начинают думать, как бы поскорее стать «уважаемым человеком». Условно говоря, мы отказались от квотирования, считая, что требования к рабочему месту, допуск к стажировке и другие квалификационные требования заработают синхронно и сделают невозможным приход «случайных» людей в нотариат. Но так не случилось, механизмы не были проработаны в полном объеме.
Сейчас разрабатывается проект изменений в действующий закон, согласно которому, чтобы стать нотариусом, необходимо иметь шесть лет юридического стажа, из которых не менее трех лет проработать помощником нотариуса. Мы отходим от необходимости квотирования — жизнь все расставит на свои места. Избирать профессию нотариуса будут только те люди, которые действительно хотят стать нотариусами. Возможно, некоторые захотят остаться в статусе помощника потому, что статус, права и обязанности также будут определены посредством внесения изменений.
Сейчас наблюдается уменьшение количества желающих, поскольку люди поняли, что профессия нотариуса — это не только статус, состояние и материальное благополучие. В первую очередь, это ответственность, которая преследует нотариуса не только во время профессиональной деятельности, ведь документ, удостоверенный нотариусом, живет столетиями.
Пользуясь случаем, поздравляю всех представителей этой уважаемой государством профессии с профессиональным праздником — Днем нотариата!
Быть нотариусом — это не только почетно, но и ответственно. Убеждена, что служение Его Величеству Закону было и в дальнейшем будет оставаться жизненным кредом всех нотариусов нашего государства, а знания, опыт, высокие человеческие и моральные качества будут способствовать в построении демократического и правового общества Украины. Желаю счастья, здоровья, неиссякаемой энергии, новых достижений и успехов в благородной сфере деятельности, благополучия и стабильности!