Сегодня, например, мы тесно работаем с налоговой службой. Налоговые органы могут через Единую информационную систему нотариата использовать базу образцов подписей и оттисков печатей нотариусов. Нотариусы, в свою очередь, получили доступ к реестру юридических лиц. С апреля пять московских нотариусов в порядке эксперимента могут с помощью электронно-цифровой подписи не только получать информацию из Единого государственного реестра юридических лиц, но и отправлять официальные заявления для регистраций юрлиц. И если это заработает, мы будем постепенно распространять на всю страну. Практика показала, что такое взаимодействие позволяет избавиться от подделок и фальшивых документов.
Решается также вопрос о доступе к базам данных по утраченным паспортам, базам ЗАГСов и другим. Все это должно ускорить и упростить жизнь граждан.
и: Как будет прописана ответственность нотариуса в новом законе?
Сазонова: У нас есть профессиональный кодекс, мы его сами разработали. Там существует профилактическая система мер, меры дисциплинарного воздействия, наказания. Но суды в большинстве своем не принимают этот кодекс в качестве нормативно-правового документа. И когда нотариус, получивший выговор, обращается в суд, то этот выговор снимается. В новом законе будет прописано, что профессиональный кодекс является обязательным для каждого нотариуса. То есть появляются уже конкретные, прописанные до мельчайших подробностей, виды ответственности и способы регулирования.
и: А имущественная ответственность. Бывают ли случаи, что нотариусу приходится продать квартиру, машину, чтобы расплатиться за ошибку или намеренную фальсификацию?
Сазонова: Нет, до этого еще не доходило. Потому что нотариус страхует сейчас свою профессиональную ответственность на достаточно высокие суммы. К тому же большинство нотариальных палат заключает коллективный договор страхования, и если нотариусу не хватает суммы своей страховки, мы ему помогаем.
А мы? У нас когда решится вопрос доступа к реестрам? Вот опять муссируется вопрос на малом как знать что человек не в браке? Был бы у меня достп, я бы сама каждого проверяла. А мертвые души? Каждая доверенность для сделки вызывает дрожь в коленках .Как могу быть уверенна, что доверитель не умер?