из НиБУ
Форма № 20-ОПП: обязательно ли ее подавать?
Уже привычное состояние для налогоплательщика — воспринимать каждое «налоговое» нововведение как минимум настороженно. К сожалению, такая извечная готовность к очередному подвоху вызвана вовсе не чрезмерной подозрительностью и в большинстве случаев оказывается не лишенной реальных оснований. В этот раз бухгалтерскую общественность всколыхнуло требование о предоставлении формы № 20-ОПП. А иначе… штрафы. И снова возник вопрос о том, есть ли основания для таких требований?
Елена УВАРОВА, юрист Издательского дома «Фактор»
Аргументы налоговиков
Налоговые органы свои требования о необходимости предоставления каждым налогоплательщиком начиная с 01.01.2011 г. уведомления обо «всех объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением, в том числе о тех из них, которые зарегистрированы, созданы или открыты до 2011 г.», обосновывают ссылкой на п. 63.3 Налогового кодекса Украины (далее — НКУ) и на разд. VIIІ Порядка учета плательщиков налогов и сборов, утвержденного приказом ГНАУ от 22.12.2010 г. № 979 (далее — Порядок № 979). Не прибегая к дословному цитированию, скажем лишь, что названными нормами на налогоплательщиков действительно возложена обязанность не только становиться на учет в налоговых органах по своему местонахождению (основное место учета) и по месту расположения подразделений, движимого и недвижимого имущества, объектов налогообложения и объектов, которые связаны с налогообложением либо через которые осуществляется деятельность (неосновное место учета), но и обязанность уведомлять обо всех таких объектах путем подачи формы № 20-ОПП. Причем, по убеждению налоговиков, уведомлять надо не только о тех объектах, которые «создаются, открываются, регистрируются» в 2011 году, но и о тех, которые появились у налогоплательщика до 01.01.2011 г. Соответствующая консультация размещена в Единой базе налоговых знаний в подразделе «040.07 — особливості обліку платників податків за окремими податками».
Ситуация усугубляется намерением налоговых органов квалифицировать неподачу формы № 20-ОПП как нарушение установленного порядка взятия на учет (регистрации) в органах государственной налоговой службы (ст. 117 НКУ) с применением довольно значительных штрафов: на самозанятых лиц, в том числе на физлиц-предпринимателей, может быть наложен штраф в размере 170 грн., на юридических лиц — 510 грн.; при выявлении в течение года повторного нарушения штрафы увеличиваются вдвое.
В результате появления таких разъяснений и активизации в связи с этим налоговиков на местах перед налогоплательщиками встал вопрос: неужели действительно нужно было еще в январе 2011 года предоставить в налоговую список всех объектов, «связанных с налогообложением» (вплоть до мусорных корзин, которые сами же налоговики теперь считают местами хранения отходов), а теперь остается лишь ждать налогового уведомления-решения на сумму в 510 грн.? Давайте разбираться вместе.
Что изменилось в 2011 г. в «учетном» порядке?
Порядок № 979 отличается от своего предшественника (Порядок учета плательщиков налогов, сборов (обязательных платежей), утвержденный приказом ГНАУ от 19.02.98 г. № 80), в частности, тем, что предусматривает необходимость постановки на учет не только по основному месту (т. е. в налоговом органе по своему местонахождению), но и по неосновному (т. е. в налоговых органах по месту расположения подразделений, объектов движимого и недвижимого имущества и т. д.). Однако называть указанные изменения нововведением было бы преувеличением. Дело в том, что порядок учета по неосновному месту идентичен действовавшему до введения НКУ порядку учета по отдельным видам налогов и фактически пришел ему на смену. О тождественности процедур говорит и тот факт, что в Единой базе налоговых знаний подраздел, посвященный процедурным вопросам учета по неосновному месту, носит общее название: «Учет налогоплательщиков по отдельным видам налогов». Поэтому в этой части какие-либо новые обязанности у налогоплательщиков не появились: те из них, кто пребывал на учете в налоговых органах, в частности, по местонахождению своих подразделений как плательщик НДФЛ либо по месту расположения земельных участков как плательщик земельного налога или же как плательщик платежей за пользование недрами по местонахождению соответствующих участков и т. п. (см. подробнее Методрекомендации по полноте охвата учетом плательщиков отдельных видов налогов, утвержденные приказом ГНАУ от 19.12.2008 г. № 784), продолжили находиться на учете в указанных налоговых органах как по своему неосновному месту учета.
А вот новой для налогоплательщиков стала обязанность уведомления налоговых органов обо всех объектах налогообложения и объектах, которые связаны с налогообложением либо через которые осуществляется деятельность, по форме № 20-ОПП. Расскажем о ней немного подробнее.
В каких случаях заполнять форму № 20-ОПП?
Следует сказать, что обязанность по предоставлению формы № 20-ОПП сформулирована весьма неоднозначно. Можно даже говорить о том, что в данном случае при возникновении спора с налоговыми органами есть все основания для обращения к п.п. 4.1.1 НКУ, декларирующему презумпцию правомерности решений налогоплательщика, в том числе если норма закона или другого нормативно-правового акта, изданного на основании закона, допускает неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей налогоплательщиков либо контролирующих органов.
Дело все в том, что Порядок № 979 необходимость заполнения формы № 20-ОПП связывает с наличием «объектов налогообложения, объектов, связанных с налогообложением, либо объектов, через которые осуществляется деятельность», подразумевая под ними «имущество и действия, в связи с которыми у налогоплательщика возникают обязанности по уплате налогов и сборов. Такие объекты по каждому виду налога и сбора определяются согласно соответствующим разделам НКУ» (абзац третий п. 63.3 НКУ, п. 8.3 Порядка № 979).
Задумка, судя по всему, была такая. Налогоплательщик должен стать на учет в налоговом органе по месту своего нахождения, одновременно с этим подав уведомление по форме № 20-ОПП об упомянутых выше объектах (с признаком «1» — первичное предоставление информации об объектах налогообложения). Если такие объекты появляются (создаются, регистрируются, открываются) вне местонахождения, то возникает дополнительная обязанность стать на учет по неосновному месту и также подать в соответствующий налоговый орган уведомление по форме № 20-ОПП (также с признаком «1»). В том случае, если по основному или неосновному месту учета возникает новый объект или изменяется состояние прежних объектов либо они прекращают свое существование, об этом также необходимо уведомить налоговый орган по месту нахождения такого объекта путем подачи формы № 20-ОПП (при возникновении нового объекта — с признаком «2», при изменении типа объекта, наименования, местонахождения — с признаком «3», при изменении состояния объекта, в частности при изменении его назначения, перепрофилировании, выводе из эксплуатации и т. п. — с признаком «4»).
Замысел понятен и объясняется он целями налогового контроля. Но даже если оставить в стороне вопрос о целесообразности введения обязанности по подобному информированию и соразмерности тех усилий, которые должны приложить налогоплательщики для обеспечения налоговых органов всегда актуальной информацией о состоянии находящихся у них объектов налогообложения, с получаемым в связи с этим эффектом (впору вспомнить о судьбе декларации по НДФЛ и о том, как «социальное напряжение, дополнительная нагрузка на налогоплательщиков и затраты времени» заставили-таки от нее отказаться), возникает куда более обыденный вопрос: возникновение, изменение и прекращение существования каких именно объектов влечет за собой необходимость предоставления формы № 20-ОПП? Ведь если читать абзац третий п. 63.3 НКУ и п. 8.3 Порядка № 979 буквально, то составлять данное уведомление необходимо при списании каждой перегоревшей люминесцентной лампочки (возникает ведь, в понимании налоговиков, объект обложения эконалогом).
По нашему мнению, исходить следует из куда более узкого понимания рассматриваемой обязанности. Сама ГНСУ связывает необходимость такой подачи с фактом «регистрации, создания либо открытия соответствующего объекта», устанавливая срок в 10 рабочих дней, отсчитываемый от одного из перечисленных моментов, для предоставления уведомления по форме № 20-ОПП. Иначе говоря, этот факт должен иметь обязательную четкую фиксацию во времени и именно им изначально должна быть обусловлена необходимость постановки на учет по неосновному месту учета (если объект находится вне основного местонахождения субъекта хозяйствования). И даже прослеживается терминологическая связь между п. 8.4 Порядка № 979, предусматривающим обязанность предоставления уведомления по форме № 20-ОПП, и п. 7.2 Порядка № 979, указывающего на необходимость постановки на учет по неосновному месту в случае:
— создания обособленного подразделения;
— регистрации движимого либо недвижимого имущества;
— открытия объекта либо подразделения, через которые осуществляется деятельность либо которые подлежат налогообложению или связаны с налогообложением.
Иначе говоря, предоставление формы № 20-ОПП должно быть непосредственно связано с теми объектами, в отношении которых возникает обязанность становиться на учет. Подавать сведения о любых объектах, находящихся на тех или иных правовых основаниях (право собственности, аренда и прочее) у налогоплательщика, необходимости нет.
Второй ограничитель круга тех объектов, в связи с которыми возникает обязанность предоставления формы № 20-ОПП, — рекомендуемый ГНСУ справочник типов объектов налогообложения, о котором не упоминает НКУ, но на который есть ссылка в самой форме № 20-ОПП. Ознакомиться с ним можно на сайте ГНСУ (
www.sta.gov.ua.) в рубрике: «Ексклюзив від департаментів // Департамент інформатизації та обліку платників податків/ Типи об’єктів оподаткування; Консультаційний центр // Навігатор платника податків/ Типи об’єктів оподаткування» либо на информационном стенде в своем налоговом органе. На сегодня он состоит из 681 позиции и в него, к примеру, входят такие объекты: пункт обмена валют, автомобиль, киоск, лоток, АЗС, архив, база оптовая, бар, буфет, бухгалтерия, цех, отдел, гостиница, земельный участок, выносная и выездная торговля, гараж, карьер, торговое место, магазин, оптовый склад, офис, пункт услуг, склад и т. д. Должны признать, перечень сам по себе также вызывает вопросы, критерии его построения и логика изложения для нас остались загадкой. Однако на данный момент налогоплательщикам это скорее наруку, поскольку они могут ссылаться на данный перечень как на исчерпывающий и говорить о том, что обязанность по предоставлению уведомления по форме № 20-ОПП возникает лишь в случаях, касающихся вошедших в перечень объектов.
И третье ограничение — нет необходимости подавать форму № 20-ОПП в отношении тех сведений, для предоставления которых установлен специальный порядок. Скажем, уведомлять об изменении местонахождения офиса, если такое изменение сопровождается изменением места учета налогоплательщика, по форме № 20-ОПП не нужно, поскольку эту информацию налоговый орган и так получит. Не возникнет необходимость предоставления формы № 20-ОПП и при изменении системы налогообложения, внесении изменений в осуществляемые виды деятельности и т. д.
Среди наиболее характерных случаев, когда обязанность предоставления уведомления по форме № 20-ОПП возникает, можно назвать такие:
— регистрация в качестве субъекта хозяйствования;
— регистрация прав на движимое или недвижимое имущество, получение или передача в пользование объектов недвижимости без необходимости соответствующей регистрации (например, аренда здания сроком до трех лет);
— открытие новой торговой точки,
— изменение функционального назначения того или иного объекта (здание, использовавшееся под склад, начинает использоваться в качестве магазина);
— изменение наименования объекта (к примеру, магазина, пункта предоставление услуг и т. п.);
— изменение местонахождения объекта (если оно не влечет за собой необходимости изменения учетных данных налогоплательщика, т. е. не меняется место нахождения, по которому налогоплательщик пребывает на учете);
— закрытие объекта, прекращение его эксплуатации.
Правила предоставления формы № 20-ОПП
Уведомление по форме № 20-ОПП подается по месту нахождения объекта (п. 8.4 Порядка № 979) — т. е. либо в налоговый орган по основному месту учета, либо в налоговый орган, в котором налогоплательщик состоит на учете по неосновному месту. Во втором случае необходимости направлять копию уведомления налоговикам по основному месту учета (как это происходит с налоговой отчетностью) нет.
Уведомление может подаваться с одним из четырех признаков:
код признака «1» — первичное предоставление информации об объектах налогообложения;
код признака «2» — предоставление информации о новом объекте налогообложения;
код признака «3» — предоставление информации в связи с изменением сведений об объекте налогообложения (изменение типа, наименования местонахождения и т. д.);
код признака «4» — предоставление информации об изменении состояния объекта налогообложения.
Так, для большинства вновь созданных юридических лиц, которые только становятся на учет в налоговый орган по своему месту нахождения, первичное предоставление информации об объектах налогообложения сведется к указанию информации о наличии офиса.
Если в последующем меняется информация об объекте налогообложения, форма № 20-ОПП подается с признаком «3». К примеру, получение субъектом хозяйствования лицензии на осуществление строительной деятельности, видимо, также вызовет желание у налогового органа получить об этом информацию по форме № 20-ОПП. В этом случае налогоплательщику необходимо будет заполнить форму № 20-ОПП, указав дополнительно в последней графе «Наличие патентов, лицензий, разрешений» реквизиты лицензии и срок ее действия.
Графа «Тип объекта налогообложения» заполняется с обращением к рекомендуемому ГНСУ справочнику объектов налогообложения (проставляется код объекта, наиболее соответствующего по своим характеристикам). Например, складу будет соответствовать номер 468, офису — 378.
Следующий реквизит формы № 20-ОПП — графа «Наименование объекта налогообложения (при наличии)». К примеру, если в форму № 20-ОПП вносятся сведения о магазине как объекте налогообложения, то в данной графе может быть указано название такого магазина (например, «Фактор»).
В отдельной графе указывается местонахождение объекта налогообложения.
Вопросы могут возникнуть при заполнении графы «Состояние объекта налогообложения». Но тут в самой форме даны подсказки по заполнению этой графы. Так, налогоплательщик может указать одно из следующих состояний: «строится», «готовится к вводу в эксплуатацию», «эксплуатируется», «временно не эксплуатируется», «изменение местонахождения», «непригоден к эксплуатации», «объект отчужден», «объект возвращен собственнику», «изменено назначение», «перепрофилирован».
В графе «РРО» указывается количество регистраторов расчетных операций при их наличии на объекте, в графе «Наличие патентов, лицензий, разрешений» — название документа, его реквизиты и предельный срок действия.
Надо ли подавать форму № 20-ОПП по «старым» объектам?
Информационно-консультационный департамент ГНСУ настаивает на том, что со вступлением в силу НКУ обязанность подать уведомление по форме № 20-ОПП возникла у всех налогоплательщиков в отношении всех объектов налогообложения — как тех, которые возникли после 01.01.2011 г., так и тех, которые на указанную дату уже были у налогоплательщика. Правда, при этом не уточняется, какой срок предоставления уведомления следует считать предельным в последнем случае, ведь общий срок в 10 рабочих дней, отсчитываемый с момента создания обособленного подразделения, регистрации движимого или недвижимого имущества или открытия объекта или подразделения, через которые осуществляется деятельность, к таким, возникшим еще до 01.01.2011 г., объектам неприменим.
На наш взгляд, поскольку НКУ никаких переходных норм в отношении уведомления о наличии у налогоплательщика тех или иных объектов, связанных с налогообложением, не содержит, следует исходить из того, что обязанность по предоставлению уведомления по форме № 20-ОПП возникнет лишь в случае изменения состояния указанных объектов либо их прекращения.
Пример. Предприятие зарегистрировано в городе А (не имеет районного деления) в 2009 году. В 2010 году создан филиал предприятия в городе Б, местонахождение которого в течение 2011 года изменилось — оставаясь в городе Б (не имеет районного деления) филиал сменил адрес, переехав в другое здание. Кроме того, в 2011 году предприятием в городе А взят в аренду склад.
Если руководствоваться указаниями налоговых органов, озвученными в консультации Единой базы налоговых знаний, то предприятие изначально должно было бы подать:
— форму № 20-ОПП с признаком «1» в налоговую инспекцию города А (по головному предприятию);
— форму № 20-ОПП с признаком «1» в налоговую инспекцию города Б (по филиалу).
Но еще раз подчеркнем: на наш взгляд, обязанности уведомлять налоговые органы о создании объектов, возникших до 01.01.2011 г., нет, тем более что к ним неприменимы и установленные на предоставление формы № 20-ОПП сроки.
А вот уведомить об изменении местонахождения филиала налогоплательщик должен, подав в течение 10 рабочих дней после изменения местонахождения филиала (считаем, что таким моментом следует считать день внесения изменений в сведения об обособленном подразделении юрлица в Единый госреестр) в налоговую инспекцию города Б уведомление по форме № 20-ОПП с признаком «3» и указанием на изменение местонахождения. Как рекомендуют сами налоговики, в форме № 20-ОПП в этом случае следует сделать две записи — в первой строке написать старый адрес, во второй — новый.
По форме № 20-ОПП налоговиков необходимо уведомить и о взятом в аренду складе. Уведомление с признаком «2» следует подать в налоговый орган по основному месту учета, указав в качестве типа объекта «склад». Срок на предоставление формы в 10 рабочих дней, по нашему мнению, следует отсчитывать с момента подписания акта приемки-передачи объекта аренды в пользование. В случае прекращения аренды также возникнет обязанность предоставления уведомления по форме № 20-ОПП с признаком информации «4» и указанием в графе «Состояние объекта налогообложения» информации о том, что объект возвращен собственнику.
Форма № 20-ОПП составлена таким образом, что, скажем, информацию об упомянутом складе придется подавать и собственнику, сдающему его в аренду, и субъекту хозяйствования, арендующему его.
Следует сказать, что уведомление по форме № 20-ОПП при необходимости может быть дополнено налогоплательщиком любым количеством строк. Нет ограничений и по числу страниц, на которых оно будет составлено. Кроме того, налогоплательщикам самостоятельно придется устранить такой недостаток формы, как недостаточное количество клеточек для заполнения такого реквизита, как регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (в форме их только девять при необходимых десяти).
Установлена ли ответственность за неподачу формы № 20-ОПП?
По мнению самих налоговых органов, как мы уже говорили, за неподачу формы № 20-ОПП должна наступать ответственность по п. 117.1 НКУ. Однако с применением данного штрафа можно попытаться поспорить.
Напомним, что согласно п. 117.1 НКУ применение штрафных санкций предусмотрено за непредоставление налогоплательщиком в сроки и в случаях, предусмотренных НКУ, заявлений либо документов для взятия на учет в соответствующем органе государственной налоговой службы, регистрации изменений местонахождения или внесения других изменений в свои учетные данные, непредоставление исправленных документов для взятия на учет или для внесения изменений, предоставление с ошибками или в неполном объеме, непредоставление сведений в отношении лиц, ответственных за ведение бухгалтерского учета и/или составление налоговой отчетности, согласно требованиям, установленным НКУ.
Несмотря на то что необходимость предоставления уведомления по форме № 20-ОПП предусмотрена в рамках требований об учете налогоплательщиков (глава 6 раздела ІІ НКУ), содержащиеся в ней сведения не относятся к данным, на основании которых налогоплательщики берутся на учет либо вносятся изменения в их учетные данные (в последнем случае подается регистрационное заявление по форме № 1-ОПП либо по форме № 5-ОПП с отметкой «Зміни»). Кроме того, сроки предоставления формы № 20-ОПП не предусмотрены НКУ (как того требует ст. 117 НКУ), они установлены лишь Порядком № 979.
Хотим обратить внимание: даже если отстоять неприменимость штрафа по ст. 117 НКУ за неподачу формы № 20-ОПП налогоплательщику не удастся, то при выявлении налоговым органом нескольких фактов неуведомления (к примеру, в ходе налоговой проверки будет выявлено, что налогоплательщик не уведомил о стационарном источнике загрязнения окружающей среды, об открытии на территории города киоска и о закрытии магазина) применяется один штраф, а не отдельно за каждый факт неуведомления.